Система мониторинга и управления инженерными системами (СМИС)

 

Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) это: - построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования непосредственно на потенциально - опасных объектах, в зданиях и сооружениях и передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, вЕДДС.

ПЕРЕЧЕНЬ 
потенциально опасных и технически особо сложных объектов

 

1. Ядерно и/или радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов).

2. Объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов.

3. Гидротехнические сооружения 1 и 2 классов.

4. Объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей.

5. Магистральные газо- нефте- и продуктопроводы с давлением более 6 МПа.

6. Крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов.

7. Объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тонн тринитротолуола.

8. Предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых.

9. Тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВТ.

10. Морские порты, вокзалы, аэропорты с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены.

11. Крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тыс. человек.

12. Уникальные объекты социально-бытового назначения:

- многофункциональные офисные, торгово-развлекательные комплексы площадью более 25000 кв. м;

- высотные строения свыше 75 м.;

- зрелищные, спортивные сооружения с максимально расчетным пребыванием людей 5 тыс. чел. и более;

- строения:

· с пролетами более 50 метров, а также вылетами консолей более 20 метров;

· с нерегулярной или комбинированной конструктивной системой в плане и по высоте на общем фундаменте;

· с отклонение центра жесткости и центра тяжести несущей системы от центра фундамента;

· с многоярусной подземной частью, расположенной на глубине более пяти метров;

· использование конструкций и конструктивных систем, требующих применения нестандартных методов расчета с учетом физической или геометрической нелинейности или разработки специальных методов расчета.

 

 

Объектами контроля и в ряде случаев управления являются:

инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) зданий и сооружений;

подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:

· теплоснабжение: центральное отопление, вентиляция и кондиционирование;

· водоснабжение и канализация;

· электроснабжение;

· газоснабжение;

· инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;

· лифтовое оборудование;

· система голосового оповещения;

· система охранной безопасности;

система обеспечения технологических процессов в зданиях и сооружениях (контролируемые параметры: температурный режим, давление, уровень радиации, состав воздуха и концентрация токсичных и взрывоопасных газов, напряжение электросети и др.).

 

 

СМИС должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов:

· нарушения несущей способности конструктивных элементов зданий и сооружений, выявление скрытых дефектов;

· нарушения в системе отопления, подачи горячей и холодной воды (в том числе утечки), вызванные выходом из строя инженерного оборудования на центральных тепловых пунктах, котельных, а также авариями на трубопроводах и приборах отопления;

· нарушения в подаче электроэнергии, вызванные авариями на магистральных кабельных линиях;

· нарушения в подаче газа, вызванные авариями на трубопроводах;

· отказы в работе лифтового оборудования;

· загазованность контролируемых помещений;

· ситуации, связанные с возникновением пожароопасных ситуаций;

· несанкционированное проникновение в жилые и служебные помещения;

· отклонения от нормативных параметров производственных процессов, способные привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

· нарушения технологий очистных процессов, способные привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

СМИС должны обеспечивать:

· предупреждение и прогнозирование аварийных ситуаций;

· непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений;

· решение задач контроля параметров процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений и определения отклонений их текущих значений от нормативных;

· получение автоматизированной формализованной оперативной информации о состоянии инженерно-технических конструкций и технологических систем зданий и сооружений руководителями соответствующих служб, в том числе и дежурно-диспетчерских;

· автоматизированное или принудительное, в том числе и с использованием мобильного телефона, оповещение соответствующих специалистов для принятия необходимых мер по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях и сооружениях (прекращение подачи газа, воды, включение средств пожаротушения и т.п.);

· повышение оперативности доведения информации о нештатных и аварийных ситуациях до соответствующих служб через информационное сопряжение с ЕДДС;

· оперативное автоматизированное информационное обеспечение взаимодействия дежурно-диспетчерских служб при ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях и сооружениях;

· документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий диспетчеров служб зданий и сооружений по их предупреждению и ликвидации;

организацию автоматизированного учета эксплуатационных ресурсов технологического оборудования и его своевременного технического обслуживания.е функции СМИС

  • формирование и передача формализованного сообщения о ЧС в ЕДДС;
  • формирование и передача формализованной оперативной информации в ДДС объекта;
  • автоматизированный или принудительный запуск системы оповещения населения и специалистов, отвечающих за безопасность объектов, о
  • произошедшей чрезвычайной ситуации;
  • автоматизированный или принудительный запуск систем предупреждения или ликвидации ЧС для конкретного объекта и конкретного вида ЧС;
  • документирование и регистрация аварийных ситуаций.

 

В состав СМИС должны входить следующие компоненты:

· комплекс контролирующих средств (датчики и измерительные приборы, исполнительные механизмы, контроллеры);

· многофункциональная кабельная система;

· сеть передачи информации;

· система сбора и обработки информации;

· административная система.

В комплекс контролирующих средств должны входить: сейсмодатчики; аналоговые и (или) цифровые датчики контроля всевозможных технологических параметров; водо, газо и электросчетчики; датчики аварий с дискретными сигналами; датчики контроля наличия всевозможных взрывчатых и радиоактивных веществ и т.д.

В качестве исполнительных механизмов могут использоваться технические средства, обеспечивающие автоматическое, автоматизированное или ручное управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т.д.).

В многофункциональную кабельную систему включаются:

· кабеленесущие конструкции;

· электрические и слаботочные кабели;

· коммутирующие устройства (кроссы, электрические шкафы).

В систему сбора и обработки информации входят:

· серверы ввода-вывода;

· локальная и (или) глобальная вычислительные сети;

· рабочие станции диспетчеров;

· программный комплекс.

В административную систему входят:

· организационная структура, обеспечивающая эксплуатацию здания (сооружения);

· эксплуатационно-техническая и распорядительная документация;

· документация, регламентирующая взаимодействие с ЕДДС.

 

 

Эффект от создания систем со СМИС

 

  • Повышение надежности и безопасности инфраструктуры объектов
  • Оптимизация инженерного оборудования
  • Снижение стоимости комплекса инженерных систем
  • Управление из единого диспетчерского центра.
  • Сокращение затрат на эксплуатацию (25-40%)
  • Сокращение затрат на страхование до 60%

 

Документы СМИС

ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных технических и методических документов, рекомендуемых для использования
при создании и эксплуатации СМИС


1. ГОСТ Р 22.1.12-2005. "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования"

Стандарт устанавливает:

- категории потенциально-опасных объектов, зданий и сооружений (объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС); 
- основные требования к построению СМИС; 
- перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов; 
- порядок информационного сопряжения СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района (ЕДДС); 
- порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС. 


2. Методика мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений. Общие положения, МЧС РФ, 2008

Методика предназначена для организаций, осуществляющих научно-техническое сопровождение создания и эксплуатации систем мониторинга состояния несущих конструкций (СМИК) зданий, сооружений, а также для организаций, осуществляющих мониторинг на стадии эксплуатации:

- определяет общий порядок, организацию и содержание работ научно-технического сопровождения создания и эксплуатации систем мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений;
- определяет разработку методических разделов проектов по системам мониторинга состояния несущих конструкций зданий, сооружений применительно к каждому конкретному объекту с учетом его особенностей.


3. Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях, МЧС РФ, 2003

Методика предназначена для оценки систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений на основе комплексного анализа и проверки отдельных подсистем безопасности и жизнеобеспечения по соответствующим разработанным методикам и нормативным документам.

Методика определяет:

- последовательность создания комплекса систем безопасности, жизнеобеспечения и структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами (СМИС) потенциально опасных объектов (ПОО), зданий и сооружений; 
- правила сопряжения СМИС с едиными дежурно-диспетчерскими службами (ЕДДС); 
- способы анализа диагностической информации СМИС для определения технического состояния систем безопасности и систем жизнеобеспечения контролируемых объектов. 

В методике не рассматриваются вопросы норм пожарной безопасности и вопросы гражданской обороны, которые определены действующими нормативными документами, но эти документы учитываются при создании СМИС.


4. Методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений, МЧС РФ, 2003

Методика определяет  последовательность операций и способы анализа диагностической информации для определения инженерной безопасности и степени повреждения зданий (сооружений) с учетом влияния сейсмогеологических условий строительной площадки и возможных опасностей на людей, находящихся на объекте. В методике не рассматривается влияние на инженерную безопасность технологических систем, обеспечивающих жизнедеятельность.

Методика предназначена для оценки и сертификации инженерной безопасности зданий (сооружений) на основе комплексного анализа их геометрических, физико-механических и динамических параметров.